на главную

Обусловленность: закон причины и следствия

Внимание! Это черновой вариант перевода, поэтические строфы были переведены только для передачи смысла текста. Многие имена и названия исторических лиц и мест могут отличаться от общепринятых. Тем не менее, перевод максимально приближен к оригиналу. В сложных местах просьба обращаться к оригинальному буклету на английском языке, который находится по адресу: http://www.blia.org/english/publications/booklet/pages/25.htm

 

Дорогие друзья,

 

Сегодня мы будем обсуждать обусловленность, или Закон Причины и Следствия. Когда я говорю о причине и следствии, некоторые буддисты могут сделать вывод, что это просто инструмент заставляющий их совершать добрые дела. Это не совсем правильно. Закон причины и следствия в соответствии с учениями Будды не так прост.

 

Причина порождает следствие - это неотъемлемый факт жизни. Учение причины и следствии глубоко и работает с неизменной точностью, они точнее самых современных компьютеров. Не только мы, человеческие существа не можем изменить работу причины и следствия, но даже боги не могут изменить свой путь. Работа причины и следствия охватывает все во Вселенной и является рождающей основой всех условий - прошлого, настоящего и будущего. Нирвана Сутра категорически заявляет, что последствия полезных и вредных действий следуют за нами, как тень. Причина и следствие охватывают три измерения времени: прошлое, настоящее и будущее. Однажды созданная причина всегда даст свой соответствующий результат.

 

Если работа причинно-следственной связи регулирует все вещи во Вселенной, то кто или что, регулирует причину и следствие? Причина и следствие присуща взаимозависимости всех явлений и создаваемому ими множеству сил. Это похоже на балансирующее действие строительства башни из карт, когда мы добавляем или удаляем карту, последствия каждого из этих действий влияют на всю систему. Способ, которым связаны причина и следствие одновременно глубок и уникален. Когда мы говорим, что мы, человеческие существа не можем изменить законы природы, мы говорим, что мы не можем изменить работу причинно-следственной связи. Работа причинно-следственной связи является очень сложной, и, пока мы полностью не просветлеем, мы не можем даже приблизиться к ее пониманию в полном объеме. Хотя мы можем не бояться смерти или неизвестности, мы должны всегда сохранять здоровый страх перед работой причины и следствия.

 

В Буддизме есть очень глубокое высказывание: "Бодхисаттвы боятся причин, живые существа боятся следствий." Разница между нами и бодхисаттвами в том, что мы имеем различные точки зрения на причины и следствия. Бодхисаттвы воздерживаются от создания болезненных причин, ибо они знают что плохая причина принесет плохое следствие. Их понимание этого закона является полным, и они всегда изучают последствия причин, прежде чем действуют. Живые существа, с другой стороны, импульсивны и часто действуют, не думая о последствиях. Хотя мы и не показываем каких-либо опасений создавая плохие причины, мы боимся негативных последствий которые они нам несут. Снова и снова, мы действуем из заблуждения и в конечном итоге платим высокую цену за свои глупости.

 

С социологической точки зрения, культура, этика, и законы являются основными силами, дающими обществу его структуру. Сфера законов общества конечна, и способность культуры ограничивать поведение ограничена. Влияние этих навязанных извне границ не может сравниться с воздействием понимания того, как влияют на нас причины и следствия. Если мы всегда помним о причине и следствии, то можем использовать это, как руководство в своих действиях. Мы понимаем, что наши обстоятельства, будь то хорошие или плохие - это наши собственные дела. Если все мы можем прийти к такому уровню понимания в отношении причины и следствия, мы всегда будем помнить о своих мыслях и действиях, и мир станет гораздо лучше.

 

Независимо от того, верим ли мы в учение причины и следствия, все мы находимся под его воздействием. Никто не может занять наше место в работе причины и следствия. Это верно начиная с самого малого, от несущественных причин до причин изменяющих жизнь, порождаемых нашими мыслями и действиями. Когда маленький мальчик играет с ножом и режет себя, даже самая любящая мать не может испытывать боль, которую чувствует ребенок. Мы все должны нести ответственность за наши мысли и действия, и никто не может встать на наше место, когда разворачиваются следствия.

 

В первых двух разделах сегодняшнего разговора, я бы хотел взглянуть на причину и следствие с точки зрения повседневной жизни, и наших отношений с другими людьми. В третьем разделе мы посмотрим, как причина и следствие со временем заканчиваются. В последнем разделе мы посмотрим, как причина и следствие могут быть руководством к нашим действиям.

 

 

 

1. Взгляд на Причину и Следствие в Повседневной Жизни

 

Работа причинно-следственной связи не ограничиваются только ареной религиозной деятельности. Даже в нашей повседневной жизни есть бесконечные примеры, свидетельствующие о ее функционировании. Возьмем простой акт принятия пищи. Мы едим каждый день. Почему? Мы едим, потому что мы голодны. Голод является причиной, а принятие пищи - следствием. После того как мы едим, мы больше не чувствуем себя голодными. В этом случае, принятие пищи есть причина, и чувство сытости является следствием. Когда погода становится холодной, мы одеваем теплую одежду и согреваемся. Одна причина приводит к другой, столь же неизбежно, как день переходит в ночь.

 

Посмотрите вокруг, некоторые из нас рождаются в богатых семьях, а другие рождаются в более скромных условиях. Мы все живем в разных странах. Почему некоторые из нас живут в благополучных местах, а другие живут в странах, которые страдают от нищеты и кризиса? Некоторые из нас живут долгую жизнь, а другие трагически умирают молодыми. Это не от того, что какой-то бог играет в фаворитизм или от того, что жизнь просто несправедлива. Все наши обстоятельства связаны с различными причинами и условиями, которые мы посадили в прошлом. В зависимости от наших прошлых причин, мы сейчас пользуемся их следствиями. Причины порождают следствия, и эти двое не могут быть разделены.

 

В буддийской литературе есть строки о роли, которую играет обусловленность в определении нашего будущего перерождения:

 

Мое тело, есть тело живых существ -

Названия разные, природа же одна.

Одна природа,

Принимает различные формы.

 

Пусть [животные] испытывают боль и страдания,

Пока я вкушаю их нежную плоть.

Не дожидаясь суда Ямы;

Мы сами можем представить себе, какими будут последствия.

 

Ради какого-то мгновения удовлетворения наших вкусовых рецепторов, мы уничтожаем многих животных, отнимая детенышей у родителей и родителей у их птенцов. Коллективная карма этих убийств может быть в будущем причиной ужасной войны. Кроме того, страсть ко все более экзотическим блюдам вытесняет многие виды животных на грани вымирания, косвенно нарушая баланс экологических систем. У нас есть только одна Земля и понимание того, что мы можем перерождаться в этом мире еще много раз, ставит в наших интересах сохранение того, что у нас есть.

 

Хотя работа обусловленности может не быть немедленной и прозрачной, мы не должны сомневаться в его функционировании. Причина всегда дает следствие. Именно эта взаимосвязанная сеть причин и следствий дает рождение всем явлениям. Наши действия, или карма, хранятся в нашей алая-виджняна и становятся семенами будущих результатов. Наши обстоятельства, удачные или нет, являются результатами предыдущих причин: в этом не учавствует элемент удачи. Вот стих, который проливает некоторый свет на наше общее положение:

 

Долгая жизнь исходит из сострадания,

ранняя смерть наступает в результате актов убийства.

Достоинство исходит из терпимости;

бедность исходит из скупости и жадности.

Статус приходит из почтительности,

отсутствие статуса происходит из гордости.

Немота происходит от клеветы;

слепота и глухота происходят из-за отсутствия веры.

Нарушение способностей и деформации происходят из нарушения обетов;

цельность в организме является результатом соблюдения обетов.

 

Моралью этого стиха является то, что мы определяем то, кем мы являемся. С одной стороны, мы должны дорожить нашим настоящим благосостоянием и не принимать вещи на веру. С другой стороны, мы всегда должны сеять семена добрых следствий. В этом же русле, Чу-цзу (древний китайский философ), использовал для обучения своих детей этот стих:

 

Миска каши, миска риса -

думайте, что они не приходят легко.

Лоскут шелка, кусок нити -всегда

цените как драгоценность.

Планируйте перед бурей: не копайте

колодец, когда уже хочется пить.

 

В этом мире, нет следствия без причины, и нет причины, которая не дает следствия. Кроме того, нет следствия,которое не подходило бы к своей причине, и нет причины, которая не давала должного эффекта. В конечном счете, причины и следствия, определяются нами же.

 

 

 

2. Взгляд на Причины и Следствия в наших отношениях с другими людьми

 

Посмотрите вокруг, все мы живем в разных странах и различных местах. Я могу не знать вас, и вы можете не знать меня. На первый взгляд кажется, что есть много случайных невзаимосвязанностей в этом мире. На самом деле, все что мы делаем, есть разделение некоторых общих причин и условий. В сутрах сказано, что если человек имеет возможность заглянуть в прошлое и будущее, то он увидет множество живых существ, которые были или будут нашими родителями, братьями, сестрами или родственниками во многих наших жизнях.

 

Позвольте мне рассказать вам историю, которая показывает то, как мы связаны. Однажды одна семья праздновала свадьбу. Дом был полон гостей: члены семей, родственники и близкие друзья. Столы вынесли на улицу и музыка наполнила воздух. Все были в приподнятом настроении. Так случилось, что мимо проходил монах. Он встал у двери, покачал головой и вздохнул. Некоторые из гостей были сбиты с толку и спросили, почему он вздыхал. Монах ответил такими стихами:

 

Коровы, овцы и животные, сидящие за столом;

Бабушка из прошлой жизни в настоящее время стала невестой.

Бить в барабан в зале: значит бить по шкуре дедушки;

В горшках готовят тетушек.

 

В этом стихе, монах взглянул на семейные отношения в контексте условий. Невеста была когда-то бабушкой в прошлой жизни. Многие члены семьи и друзья за столом были коровами и овцами в своей предыдущей жизни. Барабан был обтянут кожей коровы, которой когда-то был дед матери. Животными, которых готовили на кухне в горшках были тетки в предыдущей жизни. Когда мы умираем, наша индивидуальная кумулятивная кармическая сила определяет область существования, в которой мы перерождаемся. Хотя у нас одна природа, заблуждения каждого человека отличаются по форме и тяжести, давая каждому из нас различное феноменальное существование. В наших бесконечных перерождениях, мы встречаемся и разлучаемся. Хотя мы и можем быть связаны в одной жизни, мы можем быть незнакомы в следующей.

 

Тайваньские газеты однажды приводили такую историю. Из этой истории вы можете сделать собственные выводы о том, как причина и следствие влияет на наши отношения с другими. История произошла с молодым человеком, который сорвался вниз, совершая восхождение на гору Тайтун. Учитывая тяжесть падения, он перенес серьезное сотрясение мозга. Для того, чтобы спасти молодого человека, медицинский персонал на месте решил вызвать известного невролога из Тайбэя. Тайбэй довольно далеко от Тайтуна, и врач изьявил большую неохоту. Однако из сострадания, врач, наконец, решил отправиться в путь. Он уложил в свой автомобиль необходимые медикаменты и направился на юг. Неожиданно на полпути его поездки, машину остановил мужчина средних лет в кожаной куртке и приказал доктору сказав: "Выходи. Мне нужен автомобиль."

 

Врач сразу объяснил, "Вы не знаете, что делаете. Я врач и следую по вызову службы экстренной помощи, чтобы спасти пациента. Угонщик не стал дожидаться доктора, когда тот закончит разговор и вытащил его из машины. Врачу ничего не оставалось, как ехать на попутках. Когда он, наконец, прибыл на место происшествия, прошло несколько часов,как молодой человек умер. Медик на месте происшествия был очень сердит на доктора за его медлительность и сказал ему, что он опоздал более чем на час. Когда доктор подошел к жертве, то увидел плачущего мужчину средних лет рядом с телом жертвы, он кричал: "Мой сын, мой сын." Доктор взглянул на мужчину средних лет и сразу же узнал в нем человека, который чуть раньше угнал его машину. Он схватил мужчину за куртку и сказал: "Это вы стали причиной смерти вашего сына".

 

Человек в кожаной куртке был отцом погибшего. В попытке добраться до места происшествия, чтобы повидаться с сыном, он косвенно повлек смерть своего сына. Наши отношения с другими людьми регулируются законом причин и следствия, который часто работает таинственными и сложными путями. Иногда, пытаясь любить своих детей, мы неосознанно направляем их на худший путь. Известный ученый в древнем Китае, Су Ма-вон, однажды писал, "Сохранив счастье для своих наследников, они не смогут им насладиться. Собрав книги для ваших наследников, они не смогут их прочесть." В темноте и неизвестности, окончательным ответом является накопление заслуг и [показание хорошего примера] нашим детям. Это повод для размышлений о наших отношениях со своими детьми.

 

Мир просветления и Буддовости находится вне нашего понимания; работа причины и следствия в равной степени глубока и волшебна. Когда мы по-настоящему понимаем глубокий смысл причины и следствия, мы, в сущности, понимаем Дхарму. Обусловленность пронизывает все наши отношения, и как таковая, она обязывает нас ценить все наши отношения. Осмыслив причины и следствия, мы без колебаний практикуем любовь, которая основывается на единстве. Когда мы помогаем другим, мы на самом деле помогаем себе. В этом радость Дхармы.

 

 

 

3. Взгляд на то Как Причины и Следствия Проявляются в Прошлом, Настоящем и Будущем

 

С точки зрения времени, причина и действие охватывают три измерения времени, связывая наше прошлое с настоящим и настоящее с будущим. Некоторые причины создают следствия в настоящей жизни, а другие создают следствия в следующей жизни, и некоторые другие создадут следствия через несколько следущих жизней. На самом деле это не трудно себе представить. Возьмем, к примеру растения. Некоторые растения, посеянные весной, плодоносят осенью. Это соответствует следствиям создаваемым в настоящей жизни. Некоторым растениям требуется год чтобы принести плоды. Это подобно созданию следствий в следующей жизни. Есть некоторые растения, плодоносящие через несколько лет. Это соответствует созданию следствий многими жизнями позже. Одна китайская пословица гласит: " [Нет причины] без следствия, есть не наступивший нужный момент времени". Работа обусловленности никогда не ошибается, это лишь вопрос времени, когда следствие становится очевидным.

 

Наблюдая окружающий нас мир, мы иногда интересуемся, не является ли жизнь лишь последовательностью случайных событий. Мы можем слышать, как люди говорят, " Госпожа Чен такая милая. Она вегетарианка, практикует Дхарму, и создает все виды социальных причин. К сожалению, она очень неудачлива и испытавает много горя. Это в высшей степени несправедливо - как же так много плохих вещей происходит таким хорошим человеком? Как можно верить в обусловленность? В других случаях, мы можем встретить такие комментарии: "Этот человек мошенник. Вы должны думать, что ему придется как-то платить за все ужасные вещи, что он сделал. Но посмотрите, он богат и могуществен. Люди смотрят на него снизу вверх. Заплатит ли он когда-нибудь?" Правда то, что когда мы видим как плохие вещи случаются с хорошими людьми, или наоборот, наша вера может быть поставлена под вопрос. На самом деле, здесь нет ничего,что не согласовалось бы с Законом Причины и Следствия. Давайте вернемся к примеру госпожи Чен. Причина, по которой она не имеет успеха, в ее "кармических долгах" прошлого. Когда ее "кармические долги" сгорят в процессе совершения добра,ее будет ждать счастье.Что касается тех, о ком кажется, что они могут навсегда уйти от возмездия своих дурных поступков, это потому, что у них есть запас заслуг из прошлого. Когда их запас заслуг расходуется, то последствия своих нездоровых действий постучаться в их двери.

 

Позвольте мне рассказать вам историю, которая наилучшим образом иллюстрирует то, как обусловленность охватывает время. Однажды, жил монах, который пообещал в определенном месте построить храм. В древнем Китае, метод, используемый для сбора средств, отличался от используемых сегодня. Вместо того чтобы просить подношения, монах сидел, или стоял на месте будущего храма и читал сутры или проповедовал Дхарму, надеясь сподвигнуть сообщество к действию. В течение трех месяцев этот пожилой монах сидел на таком месте и читал сутры, но никто не обращал на него никакого внимания, за исключением маленького мальчика продающего горячие пирожки на улице у владельца ближайшего магазина. Мальчик не мог смотреть на то, как пожилой монах безуспешно пытается реализовать свой замысел и испытывал сострадание к нему. Он подумал, " Бедный монах. Может быть, если я дам ему деньги полученные от продажи пирожков , то я смогу помочь ему реализовать свое обещание." Мальчик предложил деньги, которые он получил от продажи горячих пирожков монаху. Когда узнали новость об этом галантном поступке мальчика, жители задумались о собственном безразличии и смутились собственной скупостью. Люди приехали отовсюду, чтобы предложить помощь монаху. В мгновение ока, монах собрал достаточное количество денег, чтобы начать строительство. Монах был очень тронут состраданием мальчика и сказал ему: "Мой маленький друг, твое сострадание сегодня сыграло огромное значение. Ты большой друг Дхармы в нашем храме. Если есть что-либо, что я могу сделать, пожалуйста, не стесняйся и спрашивай." Мальчик улыбнулся и пошел своей дорогой.

 

Когда мальчик вернулся в магазин, у него не оказалось денег, которые нужно было вернуть владельцу магазина. Владелец магазина был в ярости и тут же уволил мальчика. Долгое время мальчик не смог найти другую работу и был вынужден просить милостыню. Дела шли все хуже и хуже, и он не только был беден, но слег с инфекционной болезнью и, в результате потерял зрение. Не зная, куда обратиться, он вдруг вспомнил, что говорил ему монах и решил пойти в храм за помощью. Тот монах мог видеть будущее и заранее знал, что мальчик придет к нему за помощью. За ночь он собрал вместе всех своих последователей и сказал, "Завтра здесь будет наш великий покровитель. Я хочу, чтобы вы все были готовы принять его и показать ему уважение."

 

На следующий день все встали рано утром, чтобы сделать уборку в храме. Они ждали и ждали, но никто очень важный так и не пришел. Позднее старый монах спросил монаха отвечавшего за гостеприимство, "Поблагодарили ли вы нашего великого покровителя за его присутствие?"

 

"Я не видел чтобы великий покровитель приходил сегодня в храм."

 

Старый монах спросил, "Вы говорите, что никто сегодня не приходил?"

 

Никто. Ах, был только маленький слепой бродяжка. Он хотел зайти в храм, но я боялся, что он будет мешаться, когда появится великий покровитель. Таким образом, я дал ему несколько кусков хлеба и попросил его уйти."

 

Старый монах был потрясен и сказал, "Ты совершил большую ошибку. Этот маленький мальчик - наш великий покровитель. Пожалуйста, поторопись, и сможешь догнать его и пригласить его обратно." Молодой монах сделал так, как ему было сказано, и быстро догнал маленького нищего мальчика. Он пригласил мальчика обратно в храм и приготовил гостевую комнату так, чтобы мальчик смог жить в храме какое-то время. К сожалению, однажды ночью, маленький мальчик вышел из храма по нужде, упал в выгребную яму и утонул.

 

Когда люди в деревне услышали о том, что случилось с мальчиком, стали обсуждать это между собой, "Посмотрите, как мы можем говорить о том, что здесь работает Закон Причины и Следствия? Все шло так прекрасно, когда он продавал горячие пирожки для владельца магазина. Удача отвернулась от него с тех пор как он отдал монаху деньги на постройку храма. Во-первых, он обнищал, и ослеп. И когда, казалось, дела пошли на поправку, он утонул в пристройке храма. Как мы можем верить в Закон Причины и Следствия? Такие комментарии быстро достигли старого монаха. Он собрал всех вместе, чтобы решить эту проблему. По его словам, "Из-за своей прошлой кармы, этот мальчик должен был провести три трудных жизни. В этой жизни, он столкнулся с нищетой. В следующей своей жизни, ему суждено быть слепым, и в третьей жизни, ему было суждено умереть, в результате несчастного случая в пристройке храма. Его сострадание в оказании помощи в строительстве храма принесли ему большую заслугу, и он смог сжечь свой кармический долг в течение одной жизни. Таким образом, он не будет страдать от еще двух несчастных перерождений. Сейчас он возрождается в одном из небес. Мы создатем свои обстоятельства; причины и следствия следуют за нами, как наша собственная тень. Из-за незнания о прошлого и будущего, мы склонны рассматривать свой поворот событий вне надлежащего контекста. Как мы можем говорить, что наши действия не создают соответствующие следствия!" После этой речи монаха, все были тронуты, и стали видеть чудесную работу причинно-следственной связи.

 

В сутрах, мы сталкиваемся с таким высказыванием: "Могут пройти сотни и тысячи кальп, но наша карма не исчезает. С правильными причинами и условиями, мы будем пожинать ее последствия." Это означает, что семена, которые мы сеем своими действиями, хорошие или плохие, не исчезнут, независимо от того, сколько времени прошло. Как семя вырастает при благоприятных условиях,так и наши причины будут иметь следствия при возникновении благоприятных условий.

 

Работа причины и следствия охватывает прошлое, настоящее и будущее. Хотя мы не можем заглянуть в прошлое или будущее, мы можем видеть, что происходит в настоящем. Сутры говорят, "Если мы хотим знать причины, которые мы посадили в нашей прошлой жизни, наш опыт в этой жизни является их следствием. Если мы хотим знать, какими будут наши условия в следущей жизни, просто посмотрите на поступки, которые мы совершаем в этой жизни." Хотя мы не можем сделать что-либо со своими прошлыми причинами, мы можем контролировать настоящие и будущие причины. Если мы понимаем, что наши обстоятельства сегодня являются следствием прошлых причин, у нас есть шанс благосклонно принять свои обстоятельства. Кроме того, сегодня мы можем наметить будущее наших действий. Таким образом, мы смягчаем свои прошлые причины и сажаем семена здорового будущего. Мы все должны взять на себя ответственность за настоящее и практиковать учения Будды. Когда мы сегодня сажаем хорошие семена, завтра у нас будет обильный урожай. Следущая аналогия, в китайских стихах может помочь подтолкнуть нас сегодня к действию:

 

Каждый из нас знает,что наступит следующий год;

Все семьи выращивают растения для следующего года.

Каждый из нас знает, что будет следующая жизнь;

Почему бы нам всем выращивать причины для хорошей

удачи в следующей жизни?

 

 

 

4. Взгляд на Причину и Следствие как на Руководство к Действию

 

Некоторые люди имеют ошибочные представления и ожидания в отношении обусловленности. Те, кто долгое время были вегетарианцами, жалуются мне, "Быть вегетарианцем нет смысла. Посмотрите на меня, я вегетарианец более 20 лет, а здоровее не стал. Поскольку Будде нет до меня дела, почему я должен оставаться вегетарианцем." Думаю, что он стал вегетарианцем, потому что думал, что Будда станет его личным врачом и будет заботиться о его здоровье. Другой человек жаловался мне," Учитель Дхармы, я собираюсь прекратить читать имя Амитабхи. Много лет я прилежно читал его имя, но потерял все свои деньги в бизнесе. Если Амитабха не заботится обо мне, почему я должен читать его имя?" Ах, он читал имя Будды Амитабхи не для того, чтобы переродиться в Чистой Земле, а потому, что он хотел, чтобы Амитабха предоставил ему финансовую страховку. Все это необоснованные ожидания от будд.

 

Мы должны понимать, что каждая причина имеет свое соответствующее следствие. Если мы хотим хорошего здоровья, мы должны проявлять и поддерживать спокойствие ума. Если мы хотим быть богатыми, мы должны сначала посеять семена богатства подавая милостыню. Мы также должны обеспечить благоприятные условия для роста богатства благодаря упорному труду, быть надежным и по возможности помогать другим. В первую очередь мы должны помогать друг другу. Мы не можем просто надеяться на богатство молясь богам. Если мы молимся Будде Амитабхе для того, чтобы помочь нам быть первыми и в то же время мы эгоистично пользуемся другими, мы по существу просим Амитабху опуститься до нашего уровня, что на самом деле очень нелепо.

 

Некоторые люди приносят немного фруктов в храм и рассчитывают на сделку с буддой, чтобы тот благословил их семью на славу и богатство. Если это то, как работает мир, можем ли мы все не желать такой торговли? Такая точка зрения не согласуется с правильной точкой зрения, но отличается жадностью и заблуждением. В этом мире, вы не можете получить что-то за ничто, а любая уважающая себя религия не будет учить своих последователей быть такими меркантильными.

 

Пай Чу-и, ученый династии Тан как-то спросил мастера Чань Няо-чао, чтобы тот научил его Дхарме. Мастер Чань ответил, "Не делайте зла, делайте добро."

 

Пай Чу-и разочарованно ответил: "Это и есть вся Дхарма? Это так просто. Даже трехлетний малыш знает об этом!"

 

Сложив ладони, мастер Чань ответил с улыбкой: "Да, трехлетний малыш может знать это, но даже восьмидесятилетний практикующий испытывает трудности с этим. Но одно дело говорить о Дхарме, и другое дело практиковать её."

 

Хотя мы инстинктивно знаем, что должны делать добро и воздерживаться от зла, это очень трудно осуществить на практике. Часто мы действуем импульсивно, не думая о последствиях наших действий. Если мы действительно можем усвоить Закон Причины и Следствия, у нас будет постоянное напоминание о том, что нужно подумать, прежде чем что-то делать. Иногда, когда мы видим что с хорошими людьми случаются плохие вещи, мы можем начать терять доверие к обусловленности. Видя как с плохими людьми случаются хорошие вещи, мы в конце концов думаем, что сможем избежать последствий своих действий. Мы знаем, что, хотя мы могли бы временно уйти от законов общества, мы никогда не избежим последствий обусловленности. Следующий стих является хорошим отражением того, как многие из нас могут смотреть на мир:

 

До того как нездоровая карма приносит свои плоды,

Злодей считает, что его дела приносят счастье.

Когда созревают последствия кармы,

Злодей понимает разрушительный характер своих действий.

 

До того как здоровая карма начинает цвести,

Благодетель смотрит на свои усилия как на обременительные.

Когда следствия разворачиваются,

Благодетель начинает видеть добро в своих действиях.

 

Если мы сумеем направить энергию которую расходуем, совершая вред, в здоровые действия, если мы сможем сохранить свою решимость в случае возникновения проблем, если мы можем делать то, что правильно, а не то, что легко, мы в один прекрасный день пожнем плоды своих трудов.

 

В период Воюющих Царств в истории Китая, был генерал по имени Лю Бэй. На смертном одре, он оставил дал совет сыну:" Не совершай правонарушение думая, что оно незначительно; не пропускай возможность сделать доброе дело только потому, что оно мало." Сутры объясняют это так, "Не лелей себя мыслю, что маленькое нарушение не несет за собой болезненное следствие. Даже небольшая струйка воды, может постепенно заполнить большой сосуд. Не смотри пренебрежительно на небольшой благотворительный акт, думая, что это не принесет какого-либо благосостояния. Маленькое благосостояние, как струйка воды может накопиться в большое благо." Таким образом, в нашей повседневной жизни, мы должны быть внимательны к каждой мысли и действию. Если мы посмотрим вокруг и понаблюдаем за миром, то увидим, как обусловленность распространяется даже на мельчайшие детали.

 

Когда мы видим что другие счастливее, чем мы сами, мы можем страстно желать их удачи и удивляться, почему у нас нет такого же благосостояния. На самом деле, если мы понимаем Закон Причины и Следствия, мы понимаем, что обстоятельства в которых мы оказываемся, являются продуктом нашего собственного ума, и удача не имеет с этим ничего общего. Наш ум не только создает карму, но и является единственным агентом кармических изменений. Если мы постоянно бдительны относительно своего ума и сохраняем сосредоточение на правильной мысли, то и беда может быть изменена в лучшую сторону. Если мы позволяем своему уму думать нездоровые мысли, то наше благосостояние не сможет длиться долго.

 

Преподобный Тзу-хан из Си-чу Чен, города в Китае, был уважаемым монахом своего времени. Прежде чем он умер, он оставил этот стих, который иллюстрирует взгляд на взаимодействие нашего сознания и наших кармических условий:

 

Вот совет для всех :

Необходимо постоянно задумываться о

Действиях и мыслях каждого дня.

Взвесьте добро и зло которое вы совершили .

Пока ваш ум спокоен,

Север, восток, юг, запад все хороши.

До тех пор, пока остается хоть одно еще не переправленное существо,

Мы не должны пересекать море сами.

Природа Дхармы по своей сути пуста и безмятежна.

Никакая когда-либо посеянная причина не теряется.

Мы пожинае

Сделать бесплатный сайт с uCoz